Как приучить ребенка к самостоятельной работе над уроками: советы детского нейропсихолога

Как избежать стресса при учебе.

Не секрет, что время, когда ребенок идет в школу, является праздником только первые 20 минут первого дня первого класса, а дальше часто начинается стресс для ребенка и для родителя.


Даже в тех школах, где детям хорошо, стресс для родителей все равно хоть отбавляй, потому что нужно соответствовать огромному количеству требований: подготовить все заданные ребенку проекты, сделать все уроки и др. И все это пять, а то и шесть дней в неделю.
Как приучить ребенка к самостоятельной работе над уроками.
Этот вопрос мы обсудили с Екатериной Каширской, детским нейропсихологом, директором издательства «Пешком в историю».
Избегайте нагрузки и формируйте навыки для будущей жизни.
К сожалению, и это нормально, каждый родитель хочет отдать ребенка в самую хорошую школу из доступных в его районе (городе, стране).
Часто следствием бывает очень сильная нагрузка, которая потом может проявиться по-разному – от психосоматических заболеваний до неврозов у ребенка и родителей.
По-хорошему, я могу дать родителям только один совет – постараться этой нагрузки избежать и посвятить время в начальной школе формированию, действительно, нужных для будущей жизни навыков, например, навыка планирования и контроля деятельности.
Подход к учебе с детьми.
Родители часто жалуются, что дети медленно делают уроки, невнимательны и рассеянны, не замечают своих ошибок и не исправляют их.
Понятно, что в ситуации стресса и большого количества уроков не идет речь о том, чтобы научить ребенка работать самостоятельно.
Часто цель хоть как-то вместе сделать уроки и пойти спать, желательно до 11-ти вечера.

Эффективные методики работы с учебными заданиями.

Между тем, вот как нужно было бы приучать ребенка к самостоятельной работе над уроками (вырабатывать навык планирования и контроля деятельности), если бы для этого было время и силы: — Записать все, что надо сделать по пунктам или проверить, что это уже записано (в таком случае на первых порах пусть ребенок проговорит вслух весь план, что нужно сделать).
— Приступить к пункту номер 1 или к другому по выбору ребенка (есть дети, впрочем, как и взрослые, которые сначала хотят сделать самое легкое или самое трудное и не надо им в этом препятствовать).
— Прочитать вместе вслух задачу или упражнение (потом ребенок сможет читать без вас), убедиться, что ребенок понял, что надо сделать (не как делать, а что – то есть если упражнение про падежи, убедиться, что ребенок в курсе, что это такое, что они это проходили, а не проверять, какого падежа первое слово в этом упражнении).
— Оставить ребенка одного делать задание, попросив звать взрослых, если понадобится помощь.
Для очень тревожных родителей можно сначала дать ребенку черновик.
— Когда задание выполнено, попросить ребенка проверить (не проверять самому.)

Обычно дети сами исправляют ошибки, если они их нашли.
Формирование умения планировать и проверять выполнение заданий.
Если нет, проверить задание вместе.
Уже после этого дать исправить ошибки самостоятельно.
Повторно попросить ребенка проверить свое задание.
Проверить самому и окончательно исправить все вместе.
Отметить в плане, что задание выполнено.
Это важный момент.
В дневниках обычно нужно избегать лишних записей, но можно поставить галочку рядом с нужным упражнением.
Ребенку важно видеть, сколько работы уже выполнено и сколько осталось на выполнение.
После отметки в плане перейти к следующему заданию или предоставить ребенку возможность отдохнуть, если это необходимо.
Этот план выглядит простым, и действительно, он довольно прост.
Постепенно давайте ребенку все больше свободы в каждом шаге этой деятельности, переставая читать задания вслух и проверять их вместе.
Для этого необходимо, чтобы количество уроков не было слишком большим, чтобы было достаточно времени на самостоятельное выполнение, проверку и отметку сделанного.
Однако достичь этого довольно трудно из-за большого объема уроков, задаваемых в хороших школах, и нежелания родителей отдавать своих детей в «дворовую» школу.
Привычка и умение планировать работу, проверять и исправлять ошибки — ключевые навыки для любой профессии и сферы деятельности.
Правильный возраст для формирования этих навыков — время начальной школы.
Также полезно читать с детьми книги о взрослении, преодолении страхов, развитии интересов, чтобы помочь им стать самостоятельными и ответственными личностями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: